От родителей, которые к нам обращаются, мы часто слышим примерно следующее: «Абсолютно не читает!», «Ничего не хочет читать, постоянно сидит перед телевизором», «Постоянно сидит в социальных сетях, читает вместо книг одни пошлые анекдоты да смотрит тупое видео», «Абсолютно не хочет брать в руки книги». Или: «Вот я помню, у меня в подростковом возрасте родители книжки из рук отбирали, а я все читала. А это поколение как читать заставить?» Действительно, то, что современный ребенок не хочет читать и практически не читает, это неоспоримый факт.
Во-первых, давайте вспомним, как нас учили читать. Или вспомним, как учили читать вы или педагоги ваших маленьких детей. В принципе, существует всего два метода обучения чтению. Выделяют и третий, сочетающий в себе два первых метода.
Когда ребенок в дошкольном возрасте 5-7 лет начинает читать по слогам и вроде как понимать прочитанное, ему велят читать про себя. Он начинает читать, не проговаривая текст вслух. И считается, что в этот момент ребенок научился читать.
За время школьного обучения у ребенка несколько раз проверяют технику чтения. В третьем классе, например, она достигает порядка 120 слов в минуту. Это считается превосходным результатом, на котором можно остановиться. И фактически в это время все обучение чтению, одному из самых важных навыков в жизни, для ребенка заканчивается.
Как говорит один из самых известных и, по нашему мнению, лучших экспертов по скорочтению на Западе Тони Бьюзен, фактически это то же самое, что научить ребенка ползать и считать, что двигаться он уже научился. Но ведь есть и другие способы передвигаться: шагать, бегать, танцевать и т. д. О них ребенок не будет иметь никакого понятия.
Естественно, вырастая, человек читает медленно. Навык быстрого и приятного чтения с хорошим пониманием прочитанного у него не встроен.
Итак, первой причиной, по которой дети не любят читать, является то, что они просто не умеют правильно читать. Когда ты не умеешь что-то правильно, хорошо и качественно делать, вряд ли это может доставлять удовольствие и вызывать желание делать это снова и снова.
Вторая причина, по которой дети не любят читать, это пример их родителей. В детской педагогике и психологии есть один неопровержимый постулат. «Дети очень редко делают то, что им говорят делать, но они всегда делают то, что делают их родители». Поэтому, когда родители, сидя перед экраном телевизора, вручают ребенку книгу и повелительным тоном отправляют его читать, понятно, что ребенок читать не будет. Родители своим примером должны показывать, что читать книги — это классно.
Названный постулат может убедительно подтвердить такой пример. В 87 % семей, где курят родители, дети тоже начинают курить. Ведь, когда родитель курит и говорит ребенку, что это вредно, неправильно и плохо, ребенок не понимает, почему курить не следует, если его папа или мама все-таки курят? Особенно сильно влияние личного примера, если в семье растет мальчик, и папа курит. Тогда мальчик смотрит на отца, который для него является образцом мужчины и примером для подражания. И естественно, мальчик, подражая отцу, начинает курить. Нас от души забавляет, что курящие родители искренне удивляются, когда видят курящее чадо: «Мы же вроде говорили ему, что курить вредно. Интересно, почему это он закурил? ...»
Третья причина — это вытеснение книг из досуга интернетом и телевидением. Почему телевидение и интернет привлекательнее книги? Во-первых, когда читаешь книгу, нужно думать, напрягаться, делать какие-то выводы, структурировать мысли. Получив доступ к интернету, можно просматривать какие-то видео, получать готовые выводы, хотя и чужие. То есть у экрана телевизора или у монитора думать нужно меньше. Естественно, получать информацию из видео намного легче и приятнее, чем из книги, учитывая, что дети не научены правильно и быстро читать. А как же обучающие видео и телепрограммы? — спросите вы. Мы абсолютно не против них, но у них есть существенный недостаток. Двумя кликами мышки можно с обучающего видео перейти на свою страницу «ВКонтакте» или на более веселое видео на «Ютубе», где люди смешно падают или котенок забавно танцует.
Ну а про телевидение и говорить нечего: в век, когда идет жестокая война за телезрителя, в которой все средства хороши и в которой используется последние наработки НЛП и психологии, ребенок остается беззащитным. И как вы думаете, что ребенок выберет: обучающий канал «Дискавери» или, к примеру, сериал «Физрук» и пошлые шутки «Камеди клаба»?
Конкурировать книгам с ТВ и интернетом в не сформировавшемся полностью мозге ребенка практически нереально
Добавим к ним социальные сети. Получается, что, посещая их, ребенок читает, но читает какие-то маленькие статейки, какие-то анекдоты, иногда достаточно пошлые, ну а девочки обожают слезливые глупые истории. Чтобы выяснить, что читает ваш ребенок, вам достаточно просто зарегистрироваться «ВКонтакте» и посмотреть его страницу, а также группы и паблики, на которые подписан ваш ребенок.
В большинстве случаев вас ожидает шок от изрядного количества пошлых шуток, обильно приправленных матерными словами, от множества депрессивных историй, в которых полностью отсутствуют какая-либо мораль, какие-то нравственные ценности. В самом деле, то, что читает ребенок в социальных сетях, представляет собой серьезную проблему. И мы вместе с вами попробуем эту проблему решить. Иначе вырастить достойного преемника, зрелую личность, а в неблагоприятной среде чрезвычайно сложно.
Следующая причина ненависти современных детей к чтению — это школа. К сожалению, современная школа очень далека от современного ребенка. А нынешняя программа по литературе совсем не отвечает современным реалиям и представлениям подростка о чтении. Что представляет собой урок литературы в школе?
Вот стандартная схема разбора литературного произведения на уроке литературы: рассматривается биография автора; далее — образы героев его произведения; ну и, чтобы ребенок смог написать сочинение или изложение по произведению, ему предлагаются темы вроде: «Женские образы в романе...», «Проблема морали в повести...», «Проблема отношений отцов и детей в романе...» и т. д.
Вспоминая свое обучение в школе 15-летней давности. Именно в средней школе у нас полностью отбили желание читать литературные произведения. Потому что, во-первых, в наших школах проходят не те произведения, которые должны проходить. Они не соответствуют уровню мышления и возрасту учащегося. Так, «Идиота», «Преступление и наказание» или «Мастера и Маргариту» школьники читают в десятом классе. При всем уважении к подростку следует признать, что действительно понять смысл «Преступления и наказания», всю глубину этого произведения в возрасте 15-16 лет он практически не в состоянии.
Большую часть литературы, которую нужно было читать в школе, мы перечитываем в более зрелом возрасте. Все лучшие произведения, которые действительно захватывают дух и прививают любовь к чтению, скажем, книги Жюля Верна, Марка Твена, школьникам задают читать летом. Конечно, большинство детей «летние книги» не читают, думая, что они так же скучны, как и те произведения, которые изучаются в течение учебного года. К сожалению, ничто так сильно не может убить любовь к чтению, как современные уроки литературы в наших школах.
Пятая причина падения популярности чтения заключается в том, что читать сейчас немодно. У детей нет понимания того, что начитанность и эрудированность позволяют им присоединиться к какой-то интеллектуальной элите людей. К сожалению, на данный момент в обществе преобладает мнение, что быть умным, начитанным, эрудированным — это немодно.
Тут масло в огонь подливают учителя. Возьмем стандартную «Марию Ивановну» — сложившийся типаж среднестатистической учительницы литературы. Мы ничего лично против «Марии Ивановны» не имеем. В наших школах очень много хороших, высококвалифицированных и профессиональных педагогов. Но согласитесь, что Мария Ивановна — это женщина за сорок со своими проблемами, и она не является каким-то авторитетом для современного школьника. Ребенок просто не видит в Марии Ивановне пример для подражания, авторитет, соответственно, не видит причин слушать ее рекомендации.
Другое дело, когда ребенка обучают молодые, амбициозные, целеустремленные люди, на которых подростки хотят быть похожими. И одна из основных целей, которые мы преследуем на уроках, — вложить в голову детей мысль о том, что быть умным, эрудированным и начитанным так же модно и круто, как иметь iPhone. Это тот ключ, который позволяет мотивировать любого ребенка.
И даже не столько приходится вкладывать в детскую голову какие-то мыслеформы, сколько сам ребенок начинает подражать авторитетному для него педагогу. Подражая, он начинает читать. Ребенку становится некомфортно ощущать, что его словарный запас достаточно мал, знания ограниченны, а эрудиция практически на нуле.
Шестая причина, по которой чтение все менее популярно, состоит в том, что дети, подростки просто не знают о существовании интересных для их возраста книг. Все их представление о книгах, о литературе основывается на школьных уроках литературы. Другими словами, о произведениях Марка Твена, Майна Рида, Жюля Верна чаще всего они не знают.
Седьмая причина — это давление родителей. Вы, родители, заставляете их читать. И нет лучшего способа отбить у ребенка желание что-то делать, чем заставлять его делать это. Отвращение — такова реакция человеческого подсознания на любое принуждение. Внутренний и внешний протест ребенка в ответ на давление взрослых особенно сильно проявляется в подростковом возрасте, когда у ребенка с 10—11 лет наступает переходный период. В это время ваше чадо будет делать все наперекор вам. Даже если ему читать интересно, чувствуя ваше давление, он перестанет читать.
Особенно сильно чувство протеста ребенок испытывает тогда, когда родители сажают его перед собой и говорят: «Читай!». Они заставляют его читать вслух и каждый раз, когда он ошибается, заставляют его перечитывать. Ребенок перечитывает. Когда же он читает все правильно, то никаких поощрений нет, и это называется «методом кнута без пряника».
Как в таком случае работает подсознание?
Оно строит четкую ассоциативную связь: чтение — это страдание, потому что нужно перечитывать, периодически выслушивать оскорбления вроде «Ты что, глупый?», «Ты что, слепой?», «Не видишь, как тут написано?» и т. д.
В результате такого чтения вы получаете ребенка, который не будет читать не при каких обстоятельствах. Страдание запечатлевается в его мозгу как синоним чтения. И каждый раз, когда у него будет появляться мысль что-нибудь прочитать, в подсознании будет проявляться негативное воспоминание и связь ЧТЕНИЕ-СТРАДАНИЕ. Даже во взрослом возрасте он будет испытывать негативные ощущения, которые переживал будучи ребенком в моменты, когда его заставляли читать.
Клуб детского развития «Знайка» благодаря современным методикам и интересным урокам, привьет любовь к чтению. В дальнейшем, ребенок будет с желанием ходить в школу и с удовольствием учить уроки.